29.07.2018-30.11.2018

Разработка и апробация методического пособия для организации работы с фильмами «Успешные сироты: на ринге жизни»

О проекте
В 2018 году Союз приемных родителей совместно с фондом Елены и Геннадия Тимченко и БФ «Арифметика добра» провел работу по разработке и апробации методического пособия для организации работы с фильмами «Успешные сироты: на ринге жизни», снятыми режиссером А.Шамраевым. По отзывам и родителей, и специалистов работа над фильмом помогает понять реальность тех трудностей и проблем, с которыми могут столкнуться приемные родители.
мероприятий было проведено
человека приняли участие
18
243

Фильмы

Документальный фильм «Мария»
Документальный фильм «Боец»
Документальный фильм «Музыка как кислород»
Документальный фильм «Играй как Скворцов»
Документальный фильм «Победители»

Материалы

Методическое пособие для организации работы с фильмами
Апробирование методических материалов для организации работы с фильмами из цикла "Успешные сироты на ринге жизни"
Презентация
Партнеры Проекта
Благотворительный фонд Геннадия и Елены Тимченко
Благотворительный фонд помощи детям-сиротам
Родительский клуб в Дмитровском районе Московской области - совместный проект замещающих родителей и специалистов района. Наш «Родительский клуб» сравнительно молодой, но, несмотря на это, стал той профессиональной площадкой для общения, позволяющей не только родителям, принявшим на воспитание ребенка, но и специалистам, работающим с семьями, получить необходимую поддержку, снять эмоциональное напряжение. Клуб создает то необходимое, безопасное пространство, в рамках которого происходит обмен опытом, реализуются проекты, направленные на поддержку замещающей семьи.

29.07.2018 года в рамках Клуба прошел семинар-тренинг, получивший живой отклик родителей и специалистов. Работа с родителями проводилась с использованием методического пособия для работы с фильмами из цикла «Успешные сироты на ринге жизни». В ходе тренинга использовался документальный фильм «Музыка как кислород», затронувший темы адаптации приемного ребенка в семье, формирования привязанности, а также причины трудного поведения приемного ребенка и многое другое. Родители живо включились в работу в группах перед просмотром фильма. После просмотра участвовали в обсуждении. Встречи в Клубе являются тем бесценным опытом и откликаются личными переживаниями для каждого участника
психолог, начальник Дмитровского отдела СЗС ОЦСЗС МГОУ
Уткина Жанна Борисовна
Родительский клуб в Дмитровском районе Московской области - совместный проект замещающих родителей и специалистов района. Наш «Родительский клуб» сравнительно молодой, но, несмотря на это, стал той профессиональной площадкой для общения, позволяющей не только родителям, принявшим на воспитание ребенка, но и специалистам, работающим с семьями, получить необходимую поддержку, снять эмоциональное напряжение. Клуб создает то необходимое, безопасное пространство, в рамках которого происходит обмен опытом, реализуются проекты, направленные на поддержку замещающей семьи.

29.07.2018 года в рамках Клуба прошел семинар-тренинг, получивший живой отклик родителей и специалистов. Работа с родителями проводилась с использованием методического пособия для работы с фильмами из цикла «Успешные сироты на ринге жизни». В ходе тренинга использовался документальный фильм «Музыка как кислород», затронувший темы адаптации приемного ребенка в семье, формирования привязанности, а также причины трудного поведения приемного ребенка и многое другое. Родители живо включились в работу в группах перед просмотром фильма. После просмотра участвовали в обсуждении. Встречи в Клубе являются тем бесценным опытом и откликаются личными переживаниями для каждого участника
психолог, начальник Дмитровского отдела СЗС ОЦСЗС МГОУ
Уткина Жанна Борисовна
Хотелось бы выразить благодарность руководителям клуба замещающих семей за их работу, помощь людям, за полезную информацию, очень помогающую в жизни. На очередной встрече был показан документальный фильм «Музыка, как кислород», очень поучительный для приёмных родителей. После просмотра фильма я для себя отметила недочёты и положительные моменты в воспитании своих детей. Санкова Анна Юрьевна, приемная мама, член клуба
приемная мама, член родительский клуба г. Дмитров
Санкова Анна Юрьевна
29 июля 2018 г. прошёл родительский клуб, после которого опять куча мыслей!!! Размышлений о себе, отношениях с детьми и мужем. Очень интересное выступление Городиской Натальи. Как всегда очень содержательно и по существу. В этот раз был немного другой формат проведения, но это оживляет такие встречи и вносит новизну, что очень необходимо!!! Главное – теперь встречи в клубе не носят рутинный характер. Я всем рекомендую присоединиться к нам, приёмным родителям, и всем кому необходимо общение, советы, взгляд со стороны и или даже просто выговориться. Спасибо организаторам!!! До встречи в клубе.
приемная мама, член родительский клуба г. Дмитров
Жемаева Любовь Владимировна
8 сентября состоялась встреча Клуба приемных родителей «Азбука приемной семьи» в г. Пензе с участием руководителя направления развития региональной сети клубов «Азбука приемной семьи» БФ «Арифметика добра» Натальи Городиской. Занятие проходило в новом формате – с использованием методического пособия для организации работы с фильмами из цикла «Успешные сироты на ринге жизни». Обсуждали тему трудного поведения приемного ребенка, его адаптации в семье. Были использованы фильмы «Музыка, как кислород» и «Боец». В мероприятии приняли участие 16 человек. Новый формат проведения встреч понравился родителям-членам клуба. Они очень активно работали в группах, принимали участие в обсуждении, дополняли друг друга. И мне, как руководителю, он был очень интересен. Обязательно будем использовать методическое пособие в работе
руководитель клуба «Азбука приемной семьи, педагог-психолог
Атмакина Алена Викторовна
В Ассоциации замещающих семей Московской области было проведено мероприятие «Клуб приемных родителей» на тему «Роль знаний о социальной истории ребенка для его принятия и понимания». После вводной беседы и работы с родителями, состоялся просмотр фильма «Мария». После просмотра были выслушаны мнения родителей о роли знаний социальной истории ребенка, о необходимости, для принятия и понимания ребенка, таким какой он есть, т.к. некоторые особенности поведения многие родители не могут понять и принять. Зная социальную историю, приемный родитель может адекватно реагировать и корректировать совместную жизнь и деятельность с ребенком. Каждый приемный ребенок приходит со своим багажом, и надо знать, где он может быть применен, а где запрятан подальше... Даже пословица говорит- «предупрежден, значит-вооружен». Или – «кто владеет информацией, тот владеет миром». Спасибо за такие фильмы, они очень помогают родителям осознать, что социальная история ребенка - это часть жизни их ребенка...
председатель Ассоциации замещающих семей Московской области, психолог, приемная мама
Рудницкая Ирина Львовна
Идея создания клуба возникла не случайно. Она была востребована самими приемными родителями, их интересами, нуждами. Перед собой поставили задачу - объединить семьи в большую дружную семью, стать друзьями, через клуб привлечь, заинтересовать, помочь, поддержать. С момента создания клуба было только 15 семей, на сегодняшний день 48 семей и в них 124 ребенка. Программа работы клуба представлена большим количеством мероприятий. Наш клуб набирает положительные обороты. Расширяем наши возможности и географию. Новый формат проведения мероприятий -с использованием методического пособия для работы с фильмами из цикла «Успешные сироты на ринге жизни» очень заинтересовал меня, как руководителя клуба. Планирую включить мероприятия такого формата в работу клуба на следующий год.
руководитель клуба, приемная мама
Баранова Марина Александровна
Во второй день работы форума приемных родителей Архангельской области я приняла участие в работе площадки клуба приемных родителей "Социальная история и ее роль в жизни ребенка. Методика работы с фильмами из цикла "Успешные сироты: на ринге жизни". Ведущая-Строганова Светлана Валерьевна. Эта тема вызвала интерес у родителей. Встреча проходила в доброжелательной атмосфере. Родители с большим интересом слушали Светлану Валерьевну и не только слушали, но и принимали активное участие в обсуждении. Мнения родителей разделились: кто-то считает необходимым, чтобы дети знали свое прошлое, кто-то был категоричен. Ведущая предложила родителям заполнить таблицу "ЗА и ПРОТИВ". Родители высказывали свое мнение и аргументировали его.

Затем посмотрели фильм "Мария", в котором прослежена история ребенка, влияние социальной истории на развитие личности. Фильм заставил всех задуматься. Для меня участие в работе на этой площадке стало примером того, как эта методика может быть использована для проведения Клуба "Азбука приемной семьи" у нас в городе. Спасибо Светлане Валерьевне за пример работы с родителями на примере конкретного фильма и за открытую, душевную и содержательную встречу!
председатель АРОО "Приемная семья", руководитель клуба «Азбука приемной семьи», г. Архангельск
Корытова Светлана Владимировна
Мы регион, отдаленный от Москвы, у нас нет достаточного количества специалистов, готовых работать с семьями. Работа клуба очень важна для нас, важно проводить встречи в интересных форматах, чтобы привлекать новых членов клуба. На форуме приемных родителей Красноярского края я рекомендовал использовать эту методику для работы с родителями в отдаленных районах. Она очень понятна и удобна в работе.
руководитель клуба «Азбука приемной семьи», г. Сосновоборск, Красноярский Край
Мокроусов Руслан Александрович
Особое значение в профилактике вторичного сиротства имеет качество подготовки кандидатов в замещающие родители. Очень важна и полезна возможность общения с опытными приемными родителями. Формат проведения занятия в ШПР с использованием методического пособия для работы с фильмами из цикла «Успешные сироты на ринге жизни» мне показался очень продуктивным. Живой интерес слушателей, глубокое погружение в изучаемую тему, является результатом совместной работы в данном проекте. Тренинговое занятие в школе проводилось совместно с опытной приемной мамой, возможность общения с которой, ее опыт, которым она делилась, очень важны для тех, кто в процессе обучения должен принять правильное решение, грамотно оценить свои ресурсы. Просмотр фильма «Музыка, как кислород» позволил взглянуть на историю главной героини со стороны. Опыт ее мамы, слова которой звучат в фильме (особенно хорошо раскрыта тема адаптации) - очень нужный посыл кандидатам. Они должны быть готовы к тем трудностям, с которыми они могут столкнуться в процессе принятия ребенка в семью.
психолог, руководитель службы сопровождения замещающих семей Дмитровского МО
Уткина Жанна Борисовна
Я внимательно изучила технологию по организации работы с фильмами «Успешные сироты: на ринге жизни», и мне она очень понравилась.
Я изучила ее с позиции практического применения, и нашла там очень много интересных находок для своей практики.
Этот материал был апробирован в работе со специалистами, работающими в сфере семейного устройства. Можно констатировать тот факт, что неизбежное эмоциональное включение в сюжет, дальнейшее обсуждение чувств и мыслей, которые появляются во время просмотра, дают тот самый эффект трехмерного восприятия проблемы, в данном случае выпускников детских учреждений.
У участников возникает позитивное утверждение, что «невозможное - возможно». Если стать выпускнику значимым взрослым, выстроить с ним доверительные отношения, пережить с ним различный опыт общения и различных коммуникаций, то можно смело говорить об успешном результате.
Данную технологию можно использовать на школе приемных родителей. Работа над фильмом помогает понять реальность тех трудностей и проблем, с которыми могут столкнуться приемные родители с ребенком, пришедшим в семью. И, главное, показывает, что перспективы есть для каждого ребенка, главное понять и приять его, быть для этого устойчивым и принимающим (фильм «Музыка, как кислород»).
Методические рекомендации по проведению просмотров внедрять можно и даже необходимо. Материал изложен грамотно и понятно. Присутствует очень важная содержательная часть, которая не противоречит нашим принципам работы с выпускниками. Очень понравилась логика и структура изложения индивидуальной и групповой работы. Сделаны акценты на работу с конкретными темами по конкретным вопросам. Я даже подумала, что этой методикой мы можем обогатить работу с наставниками, в том числе и в регионах
практический психолог, семейный психолог, эксперт в сфере семейного устройства, ведущая тренинговых программ для детей и взрослых, тренер ШПР, ведущий психолог, методист Благотворительного фонда «Арифметика добра»
Мишанина Наталия Валентиновна
Занятие с использованием методического пособия и просмотром фильма - интересный и живой формат проведения мероприятий с подростками. На примере экранного героя с ребятами можно обсуждать важные темы, жизненные установки, ребята раскрываются, обсуждая героев. Мы часто в учреждении проводим мероприятия с просмотром фильмов. Данное методическое пособие позволяет глубже раскрыть тему, задавая тон вводной беседы и рефлексии после, содержит пример резюме ведущего для воспитанников. Каждый новый просмотр фильма открывает новые грани личностей, особенностей героев. Это можно и нужно использовать в работе с детьми.
руководитель центра подготовки и сопровождения приемных семей, приемный папа, общественный деятель
Змейков Юрий Борисович
Занятие с использованием методического пособия и просмотром фильма - интересный и живой формат проведения мероприятий с подростками. На примере экранного героя с ребятами можно обсуждать важные темы, жизненные установки, ребята раскрываются, обсуждая героев. Мы часто в учреждении проводим мероприятия с просмотром фильмов. Данное методическое пособие позволяет глубже раскрыть тему, задавая тон вводной беседы и рефлексии после, содержит пример резюме ведущего для воспитанников. Каждый новый просмотр фильма открывает новые грани личностей, особенностей героев. Это можно и нужно использовать в работе с детьми.
руководитель центра подготовки и сопровождения приемных семей, приемный папа, общественный деятель
Змейков Юрий Борисович
Рецензия на «Методическое пособие для организации работы с фильмами»
ОМЕЛЬЧЕНКО А.С., КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ БФ «ДЕТИ НАШИ»
Методическое пособие представляет собой комплекс методических рекомендаций по использованию документальных фильмов из цикла «Успешные сироты: на ринге жизни». Пособие состоит из четырех разделов, которые предназначены:
- для самих специалистов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (раздел I);
- для работы специалистов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с воспитанниками старше 14 лет и подростками, проживающими в приемных семьях (раздел II);
- для замещающих родителей и лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (раздел III);
- для работы с воспитанниками старше 14 лет и подростками, проживающими в приемных семьях на материале отдельного фильма «Победители» (раздел IV).

Каждый раздел имеет четкую структуру. Работа с фильмами для каждой аудитории раскрывается последовательно и планомерно – от подготовительной работы (1. «Сценарий вводной беседы перед просмотром фильма») до указания смысловых контентов, к которым необходимо прийти после обсуждения (5. «Кейс для ведущего»).

Последнее представляется особенно важным, т.к. неверная интерпретация может существенно исказить изначально заложенные смыслы, а верная – может значительно их углубить и расширить.
При личном знакомство рецензента с первым фильмом данного цикла («Мария») несколько лет назад, было сформировано мнение, что показывать данный фильм воспитанникам ДУ без тщательно подготовленных комментариев и структурированного обсуждения – будет неправильно (в чем-то даже небезопасно). И как большой успех может рассматриваться создание комплексного методического пособия для работы с данным видеоконтентом.

Опыт специалистов социальной сферы показывает, что работу с подростками (по широкому кругу вопросов) очень хорошо строить на примере видеоматериала (в т.ч. фрагментов художественных фильмов). Когда обсуждение не касается «тебя самого», а строится вокруг поступков «кино-героев», подросткам (особенно в кругу сверстников) проще и безопаснее высказывать свое мнение, включаться в дискуссию, знакомится с разнообразием возможных трактовок.

Пособие предполагает не только работу с подростками (воспитанниками ДУ, детьми из замещающих семей), но и со взрослыми людьми (специалисты ДУ, замещающие родители, кандидаты в приемные родители). Есть все основания предполагать, что и для данных групп обсуждение наглядных и реальных историй будет способствовать углублению и расширению представлений по заявленным вопросам.

Как важный плюс данного пособия хочется отметить широкий репертуар предложенных упражнений, многие из которых мало известны в профессиональном сообществе или совершенно новаторски. Причем, по тому, как эти упражнения представлены, чувствуется, что у авторов большой практический опыт работы с самыми разными аудиториями.
Ниже остановимся на некоторых вопросах, которые глобально не сказываются на очень хорошем качестве пособия.

Есть вопросы к «кейсам для ведущего» – такому важному и прогрессивному разделу (очень хорошо, что он есть!).
Что такое эти «кейсы»?

Если это - установки, которым должен проникнуться ведущий, чтобы максимально корректно провести занятие, то не было бы достаточно одного общего раздела (а не двух немного различающихся, которые представлены в разделе Iи II (раздел IVв данном случае идет особняком, т.к. в нем работа ведется по отдельной конкретной теме)?
Кстати, в «Кейсах для ведущего», работающего с детьми в ДУ (раздел II) есть такой подраздел – «5.4. Пример резюме ведущего для воспитанников» (очень хорошо написанный!). Но нужны ли в этом же разделе такие длинные и сложные пассажи: «В историях, рассказанных героями фильмов, прослеживается появление и стабильная поддержка «своих» взрослых, которые верят в них, принимают их такими, какие они есть и продолжают поддерживать их и в самостоятельной жизни»? И почему тезисов нет в разделе I - для работы с сотрудниками ДУ, и в разделе III – для работы с замещающими родителями и кандидатами в замещающие родители III?

По разделу III (работа с замещающими родителями и кандидатами в замещающие родители) тоже есть несколько вопросов. По своей структуре этот раздел кардинально отличается от трех остальных. Утяжеляет подачу материала наличие повторяющихся разделов «Индивидуальная форма работы» по каждой теме. И здесь главные вопросы такие:
- Возможна ли индивидуальная работа вообще (с учетом занятости взрослых людей, воздействия неконтролируемых внешних факторов в ходе домашнего просмотра и пр.)?
- Эффективна ли индивидуальная работа (т.е. работа, которая не может быть по ходу скорректирована специалистом)? Все-таки социально-психологическая работа с видеоконтентом предполагает групповую форму работу.

Интересно, что в Методических материалах акцент сделан именно на работу с замещающими родителями и кандидатами в замещающие родители. Это – самый проработанный раздел, разделенный не только на индивидуальную и групповую работу, но и по разным темам («Значение кровной семьи для приемного ребёнка», «Роль знаний о социальной истории ребенка для его принятия и понимания» и пр.). Но здесь нужно признать, что с наибольшей долей вероятности пособие будет использоваться именно специалистами, проводящими ШПР и ведущими работу по сопровождению замещающих семей. Именно в этом сегменте социальной работы сконцентрировано сейчас наибольшее количество профессионалов (во всяком случае, их точно больше, чем просто в ДУ). Рецензенту также известно, как сильно ждут данное пособие руководители Ассоциаций замещающих семей из самых разных регионов РФ.

Есть дополнительные трудности и риски, которые видит рецензент в использовании данного методического пособия. Эти трудности и риски определяются внешней ситуацией, а не качеством пособия.
1). Трудность при работе с самими воспитателями ДУ – (зачастую) низкая мотивация к «обучению» и устойчивое нежелание менять установки персонала ДУ;
2). Трудность при работе с воспитанниками ДУ – будет ли кому грамотно работать с воспитанниками с учетом предыдущего пункта?
3). Риск для кандидатов в принимающие родители – демонстрация именно успешных историй внушит «ложный оптимизм о том, как всё это будет», и люди не рассчитают своих сил.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что создание данного пособия – отличный вклад в «копилку» методических материалов специалистов сферы защиты детства. (Копилку – достаточно не богатую, а потому каждый новый материал – огромное подспорье для психологов и социальных педагогов).

Представленное методическое пособие может рассматривать как очень хороший пример работы с нетиповым демонстрационным материалом. Зафиксированная структура и приводимые упражнения могут быть применены в работе с другим видео-материалом. В этом смысле значение появления данного методического пособия выходит за рамки конкретных поставленных задач.